Комплексный анализ произведения В. Ф. Одоевского "Житель Афонской горы"

Выпускник гимназии получил премию от Министерства образования и науки
22.10.2014
Футбольные матчи с ДЮСШ "Атлет"
24.10.2014
Показать все

Комплексный анализ произведения В. Ф. Одоевского "Житель Афонской горы"

Константин Цырельчук, 11 класс

Произведение «Житель Афонской горы» принадлежит перу Владимира Федоровича Одоевского, автору известных сказок «Сильфида», «Игоша», «Черная курица» и другие. Он вошел в опубликованный в 1841 году сборник «Сказки дедушки Иринея» (Ириней в переводе с греческого означает «мирный», и, что интересно, вовсе не спокойная жизнь была предопределена святому Иринею – вся она была исполнена трудов во имя чистоты апостольского вероучения). Уже заглавие подсказывает, что речь пойдёт о духовных проблемах.

В. Ф. Одоевский

Афон – полуостров в Греции, известный многим христианам как особое место на земле, так как уже многие столетия на этой Святой горе возносятся молитвы монахов обо всем мире.

Варницкие гимназисты на Афоне

Обращение к христианству не является случайным: в течение столетий именно на православии был воспитан русский народ. Евангельские рассказы и многочисленные притчи всегда вызывали интерес, так как через малую форму повествования можно было рассказать о многом. Евангелие – та основа, на которую опиралась русская литература. В форме сказки и написано произведение Владимира Федоровича Одоевского «Житель Афонской горы».

Я выбрал его для анализа, потому что учусь в православной гимназии и в будущем хочу стать священником. Мне интересно все, что связано с христианством, поэтому меня привлекло уже его название. Житель Афонской горы – это, прежде всего, монах. Афон – особое место в христианском мире. Многочисленные святые подвижники происходили из афонских монастырей. Преподобный Антоний, основатель монашества на Святой Руси, был афонским монахом. Так и главный герой был жителем Святой горы. Автор не говорит, кем был лекарь: монахом или послушником. Вероятно, он спускался с горы в простые селения, чтобы помогать страждущим. У меня сложилось свое представление о том, каким должен быть житель Афона: истинным христианином, то есть высоконравственным человеком, поэтому его ропот на жизнь меня смутил. Как такой человек может роптать, если он подвизается на Афонской горе, где должен всегда находиться в послушании.

В рассказе «Житель Афонской горы» главным героем является «ученый, благочестивый муж». О самом герое, откуда он, о его воспитании, образовании написано мало. Владимир Федорович повествует, что с молодости этот муж «научился разным наукам». О жизни же сказано, что он ходил по хижинам бедных людей и лечил больных и страждущих. Отсутствие имени у главного героя, скудность его биографических данных – это особенность жанра. Автору важно сосредоточить внимание на главном, сделать повествование лаконичным. Это является экспозицией.

Завязка произведения — упоминание о том, что в стране разразилась страшная болезнь – моровая язва. Тут также следует заметить характерную черту притчи – действие происходит в неизвестной стране. Люди болели чумой, страдали от нее и умирали. Но умирали по одной лишь причине: обращались они за помощью этого благочестивого мужа в последний момент, когда спасение было невозможным. Образ «чумы моровой», на мой взгляд, здесь неслучаен: он вызывает ассоциации с евангельскими притчами. Болезни и скорби посылаются Господом Богом человеку за грехи, для его вразумления. Образ моровой язвы, как некой проказы, взят из Священного Писания. Иисус Христос, живя на земле, исцелял людей, страдающих от этой страшной болезни. Люди прокаженные, как их называли евреи, были грешными, но имели искреннее желание изменить свою жизнь. В произведении Одоевского Господь через эту моровую чуму призывает людей к покаянию, к изменению своей жизни.

Позже к описанию неслыханной и невиданной моровой язвы, «идущей из глубины Азии на Европу», обратится Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание», в четвертом сне Родиона Раскольникова. Достоевский «моровой язвой» назвал антигуманные идеи, которые овладевают человечеством.

Важно обратить внимание на то, как отнеслись люди к ученому мужу. «Во всех хижинах были больные. И отовсюду посылали за добрым и ученым лекарем,чтобы пришел он утешить и помочь страждущим». Люди, вместо того чтобы принести плоды покаяния за свои грехи, поблагодарить лекаря за труд и участие в их судьбе, стали роптать на благочестивого мужа. Ежедневные упреки со стороны неразумных людей огорчали, оскорбляли мужа, поэтому все это навело его на мысль: почему он жертвует собой ради людей, которые не ценят ни его, ни его трудов. И решил лекарь остаться на горе и отказался помогать страждущим. Таким образом, Одоевский ставит нравственные проблемы. Мы вместе с писателем задумываемся о том, нужно ли ждать благодарности за добрые дела, нужно ли быть благодарным, если оказанная помощь не дала результатов.

Кульминацией рассказа является встреча благочестивого мужа с цветком. Автор ставит своего героя перед проблемой выбора: жить только для себя или все-таки посвятить свою жизнь другим. Сначала, увидев цветок, лекарь решает жить, как это растение. Ведь растет же оно и ни о чем не заботится. «Ветер повевает, солнышко греет, роса обливает». Лекарь наклоняется над цветком, чтобы лучше разглядеть. Смотрит: внутри цветка – мертвая пчела». Пчела, собирая мед, устала, ослабела и умерла в цветке. Пчела всегда была символом трудолюбия и усердия. Пчелкой русский человек называет того, кто не покладая рук делает свое дело, выполняет свое призвание. Тут благочестивый муж понял, что он должен, как и эта пчела, всегда помогать людям, несмотря ни на что. Выбор лекарем дальнейшего жизненного пути неслучаен. На мой взгляд, каждый делает выбор сообразно внутреннему состоянию. В рассказе прослеживается связь между главным героем, лекарем, и пчелой. Лекарь каждый день «без устали ходил по больным». Он как пчелка-труженица. Ему, как и пчеле, никто не сказал спасибо. Одоевский в начале своего рассказао лекаре, характеризуя героя, наделяет его эпитетами «благочестивый», «добрый». Благочестивый человек, сознавая свой грехи, обращается к Господу: «Прости, Господи, моему унынию и неразумию. Умудри и меня, как ты умудрил пчелу-медоносицу!»

Завершая историю, автор использует прием кольцевого обрамления: «И снова начал лекарь собирать целебные травы, и снова до пота лица стал ходить по хижинам и помогать больным, утешать умирающих». Употребляя лексический повтор «и снова», писатель как бы хочет подчеркнуть, что все для нашего героя вернулось «на круги своя».

Смею предположить, что это не просто сказка, а сказка-притча. Какой же назидательный смысл можно извлечь? Мудрый дедушка Ириней учит трудиться, как пчелка, и не ждать награды, уповать на промысел Божий, когда впадаешь в грех уныния, учит видеть этот промысел в окружающей природе, каяться, если согрешил, и вновь продолжать делать добрые дела. Для себя я понял, что монах – тоже человек со своими слабостями и грехами, главное — после падения подняться и идти дальше, уповая на Бога.

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

-->
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!