И. В. Сойкин,
катехизатор Варницкого монастыря
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Василий и Ольга – старшеклассники, учащиеся Православной гимназии;
Сергей – учащийся городского лицея, друг детства Василия, одет по молодежной моде, джинсы с цепями.
Костя и Вера – одноклассники Василия и Ольги.
Бабушка – пожилая женщина в очках, с хозяйственной сумкой-пенсионеркой.
Два современных молодых человека в наушниках, у одного в руке банка с «энергетическим напитком», второй жует «жвачку» – одноклассники Сергея.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Светлая седмица.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Автобусная остановка. На остановке стоит Сергей и увлеченно играет на мобильном телефоне. Василий и Ольга проходят мимо. Сергей поднимает голову, замечает Василия и окликает его. Время от времени слышится колокольный трезвон.
***
СЕРГЕЙ — Васек, здорово! Во прикол, – сто лет не виделись, а тут – нос к носу! Ты чо здесь тусуешься? На дискотеку что ли? – Так еще рано.
Василий подходит к Сергею и жмет ему руку:
ВАСИЛИЙ — Здравствуй, Сергей. Рад тебя видеть. Да, в одном городе живем, а больше года не встречались. А ты изменился. Такой был скромный тихий мальчик.
СЕРГЕЙ – Что было, то прошло – По телеку учат: «Бери от жизни всё!». Надо поспевать, а то другие растащат.
Сергей достаёт пачку сигарет:
— Закуришь? У меня «Гламур-пятёрочка» — суперлегкие.
ВАСИЛИЙ — Сигареты легкие, а последствия тяжелые. Мы же слово друг другу давали не курить.
СЕРГЕЙ — Это ж в детстве было! А я так, для понта, балуюсь.
Сергей сует пачку обратно в карман, смотрит на Ольгу:
— Классная у тебя чувиха!
ВАСИЛИЙ – Ну, ты и нахватался словечек. А еще сын профессора!
Ольга подходит к ребятам.
ВАСИЛИЙ — Вот, Оля, знакомься: мой друг детства Сергей. До десятого класса вместе в лицее учились, пока я к нам не поступил в гимназию. А это Оля, моя одноклассница.
Ольга протягивает руку Сергею для приветствия:
— Христос воскресе, Сергий!
СЕРГЕЙ — Здрасте, Оля. Только я не въехал – какое «воскресе»? Сегодня же среда!
ВАСИЛИЙ — Христос воскрес. Ты же крещеный, Сережа, а Христа не знаешь!
СЕРГЕЙ — А зачем Его знать? Его, может, и вовсе нет. А то, что крещеный – так это меня бабушка крестила еще маленького. Отец тогда ругался! А что с бабушки взять – она хоть у меня и добрая, да малограмотная, в смысле не продвинутая. Всю жизнь сельским учителем проработала.
ВАСИЛИЙ — Это ты малограмотный, раз об Иисусе Христе ничего не знаешь.
СЕРГЕЙ — Ну, почему не знаю. По мировой культуре проходили: Магомет, там, Христос. Этот еще, толстый был такой. Ну, спал все время под деревом голый, в позе лотоса.
ВАСИЛИЙ — Будда, что ли?
СЕРГЕЙ — Ага, он самый. Так и мелким известно, что все они обманщики. Придумали сказки и реально людям головы морочат. А люди им бабки платят и тешатся баснями про Боженьку. А батя мой говорит, что и вовсе никакого Христа не было. И Бога в натуре нету, это наукой доказано.
ВАСИЛИЙ — Странная у тебя наука: если Христа не было, то кто же тогда обманщик? Ты сам подумай. И науки такой нет, которая доказала, что Бога не существует. Есть ученые верующие, а есть не верующие. Кстати, все самые великие ученые были верующими. Ньютон, например, Паскаль, Ломоносов, Менделеев, академик Павлов – всех не перечислишь. А неверующие, если они люди честные, должны признаться, что они не знают, есть Бог или нет.
ОЛЬГА — Знаете, Сережа, можно закрыть глаза и утверждать, что света не существует. Кроту, например, не нужен свет, свет ему мешает. Но если крот не видит солнца, это не значит, что солнца нет в природе.
СЕРГЕЙ – Да, в этом что-то есть. Но я не понял, а почему «на Вы»?
ОЛЬГА – А почему «на Ты»? Мы с вами совсем незнакомы.
СЕРГЕЙ – Ну, как знаешь. Только не обижайся, я к тебе «на Ты» буду, — как все нормальные люди. Лады?
ОЛЬГА – Извольте, сударь. А кто, по-вашему, нормальный?
СЕРГЕЙ – Во, даёт!
ВАСИЛИЙ – Да будет вам препираться – не отвлекайтесь!
Сергей и Ольга демонстративно вежливо оборачиваются в его сторону
— До Колумба европейская наука не верила, что где-то может быть Америка, но Америка прекрасно без Европы существовала. Потом не верила, что микробы есть, что радиация существует. Вообще, поле деятельности науки – это природа, сотворенный Богом мир, а не Творец. Для познания Самого же Творца у науки нет инструмента – тут ни микроскопом, ни телескопом не обойдешься.
СЕРГЕЙ — А у кого же такой инструмент есть, чтобы посмотреть через него и Бога увидеть?
ВАСИЛИЙ — У Церкви есть. А называется этот инструмент – вера. Придешь с верой в Церковь и сам Бога увидишь. Как и сказано в Библии: «Иди и смотри»!
ОЛЬГА — И не только увидеть. В Церкви и поговорить с Богом, и даже другом Божиим стать можно.
СЕРГЕЙ — Здорово вас там в вашей поповской школе натаскали — заслушаешься. Только мне и без веры вашей жизнь в кайф. Все ясно и понятно: что вижу – то и есть. А чего не вижу – того нет. И надеюсь только на себя, а не на вашего невидимого Бога.
ВАСИЛИЙ — Живешь ты, Сережа, хоть и «в кайф» пока, но все равно по вере, и сам того не понимаешь. Неверие – это вера в противоположное.
СЕРГЕЙ — Что-то я не догоняю. И во что же я верю, если я атеист и знаю, что Бога нет?
ОЛЬГА — Нет, Сергей, вы не знаете, а именно верите, что Бога нет. Доказать отсутствие Бога вы не можете.
СЕРГЕЙ – Гагарин в космос летал, а Бога не видел.
ОЛЬГА – А если я в лес зайду, посмотрю под первый куст, грибов-ягод не увижу и скажу, что в этом лесу ничего нет, — я права буду?
ВАСИЛИЙ – Пилат с Иисусом Христом рядом стоял и тоже Бога не видел. И Гагарин не всё в космосе разглядел. А чтобы Бога видеть не обязательно в космос летать. Бог всегда рядом стоит и в сердце наше стучится. Только не все слышат. А некоторые слышат, да впускать не хотят.
ОЛЬГА — Сергей, а если вы, ошибаетесь, и Бог действительно существует, представляете, как вам страшно будет с Богом встретиться? Как умный человек, вы должны такую возможность учитывать. Что вы Ему тогда скажете: «Простите, я Вас не знаю!?» Тогда и Бог вам то же скажет. И пойдете вы, знаете куда?
СЕРГЕЙ – В ад, что ли?
ОЛЬГА – А вы догадливы.
СЕРГЕЙ – Спасибо, Оля. Но хоть тебе я догадливым показался. От родителей и от учителей только и слышишь: «балбес» да «лодырь», «тунеядец». Наверное, и Васька меня таким считает. Потому, что я в вашу «бурсу» идти с ним отказался.
ВАСИЛИЙ — Даже в завтрашнем дне нельзя быть уверенным, потому что никто не знает, что с ним произойдет через минуту. Знаешь поговорку: «Как снег на голову!» Шел себе человек на дискотеку и вдруг – бац! – в больнице оказался.
СЕРГЕЙ — Вот это правда. Это я понимаю. Выходит, никому верить нельзя!?
ВАСИЛИЙ — Ничего ты не понимаешь. Верить надо. Но верить надо Тому, от Кого действительно всё зависит.
СЕРГЕЙ — И кто же это такой? От кого это и снег, и моя жизнь и даже завтрашний день зависит?
ВАСИЛИЙ — А ты и правда, тормоз, Сергей. Или прикидываешься? Разве не ясно: Кто всё устроил, от Того всё и зависит. Ему и верить надо. Логично?!
СЕРГЕЙ — А кто все устроил? Вы говорите – Христос, а мусульмане говорят – Аллах, они Христа Богом не считают. А у индусов вообще миллион богов. И кто же прав? А может быть все правы? Но так не бывает. Истина – она одна. А заблуждений может быть много. Так вот я считаю, что прав я – нет Бога и нет проблем. Всё ясно и просто.
ОЛЬГА — «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» Псалом тринадцатый.
СЕРГЕЙ — Какой еще «псалом»? Это я безумец?
ОЛЬГА — Да нет, Сереженька, — тот безумец три тысячи лет назад жил. А вы умница – Истина, действительно, одна, она в Православии, а заблуждающихся много. Беда в том, что вы этой Истины пока не видите. Духовно слепенький вы еще. Хотя в России – в православной стране живете!
СЕРГЕЙ – Ну вот, Оля, и ты меня ругаешь, а я уж было подумал… Значит, я по-вашему слепой крот? Ладно. Только я не врубаюсь, вы говорите, что я не знаю, а верю; говорите «наука не может доказать»; «нет таких ученых». А как же Дарвин? Он доказал, что человек от обезьяны произошел. И в это я не верю, я точно это знаю. У нас препод в биологии здорово сечет.
ОЛЬГА — Кто кого сечет? Какой «препод»?
СЕРГЕЙ — Да вы не прикалывайтесь. О деле говорим. В общем, биолог наш, преподаватель, все по полочкам нам разложил, на схемах показал, как жизнь из бульона возникла, потом со временем, от простого к сложному, все усовершенствовалось, развивалось и до обезьяны докатилось. А уж из обезьяны человеку появиться и вовсе раз плюнуть. Увидела обезьяна банан, а лезть на дерево лень было. Взяла она палку в лапу и банан сбила – вот вам уже и пол человека. И не лапа уже, а рука. А дальше дело времени: сначала питекантроп костер развел, потом неандерталец мамонта каменным топором завалил, а там уже и кроманьонец с железом, паром, с электричеством. Всего и делов-то – миллион лет, и получите человека разумного. А хоть бы и три миллиона – какая разница? Со временем все может получиться. Одним словом – эволюция.
ОЛЬГА – Церковь эволюцию не отвергает. Даже наоборот. Эволюция впервые именно в Библии описана: мир был сотворен Богом постепенно, но периодами. За шесть дней творения: от света до звезд и планет, от растений до рыб, птиц, животных и человека. Это и есть эволюция.
ВАСИЛИЙ – Церковь не против эволюции, Церковь против эволюционистов.
СЕРГЕЙ – А это кто такие?
ВАСИЛИЙ – А это те, которые вроде тебя, утверждают, что эволюция идет без Бога, сама собой.
ОЛЬГА – Как ступа с бабою Ягой! А, между тем, и волос с головы человека без воли Божией не упадет.
ВАСИЛИЙ – И уж тем более хвост у обезьяны не отвалится. Вникаешь?
СЕРГЕЙ – Это, как раз, ясно: что за Бог, если без Него что-то само случается! Богом лишь тот может считаться, кто всё в своей руке держит. А если не всё – то какой же он Бог?
ВАСИЛИЙ – Верно. И еще тебе важно знать, что Бог Вседержитель не просто силой, а любовью Своей всё держит, с любовью правит и всем людям желает блага – вечного счастья, значит.
СЕРГЕЙ – И это понятно. Если силой держать – кому понравится? Это уже не жизнь будет, а рабство, концлагерь какой-то. Без любви не Бог, а диктатор получится. Ну, а диктаторов всегда сбрасывают рано или поздно. А знаете почему?
ВАСИЛИЙ (удивленно) Нет, просвети!
СЕРГЕЙ (с гордостью) – Это я сам додумался. Диктатор всегда берет у других. Значит, ему чего-то не хватает. А если не хватает, то какой же он Бог? А если с любовью править, это значит давать другим. Как в семье, например, отец обо всех заботится. Мой батя, когда мама в больнице была, ей литр крови своей отдал. А потребовалось бы – он ей и жизнь отдал бы. Я в этом уверен. Да, всем миром править только любовь может.
ОЛЬГА – Так Бог и есть Любовь! Браво, Сереженька. Вы прямо философ или даже поэт!
СЕРГЕЙ – А то! И мы не лыком шиты. А вы-то откуда всё это знаете?
ОЛЬГА — Приходите к нам в гимназию, приходите в Церковь, и вы знать будете.
СЕРГЕЙ – Интересно с вами! А ведь я об этом никогда не задумывался.
ВАСИЛИЙ — А надо бы. Сам говоришь, что детство кончилось. Труд не может превратить обезьяну в человека. Это мы выяснили. Зато лень и безбожие запросто превращают человека в обезьяну. На той же дискотеке, на рок-концертах или на стадионах видел как толпа «колбасится»? Некоторых «фанатов» не то, что людьми разумными — даже нормальными назвать нельзя.
ОЛЬГА – А ведь и правда, ребята, посмотрите, что получается: неверующий человек и на самом деле в человекообразную обезьяну превращается. В ту самую переходную форму, которую атеисты так упорно ищут. Бог вдохнул в человека дыхание жизни, а неверующий человек это дыхание добровольно выдохнул вместе с верой. И что же от человека остается?
СЕРГЕЙ – Зверь остается, биологическое существо.
ВАСИЛИЙ – Отлично сказано, Сергей! Человек без веры в Бога всего лишь биологическое существо, хотя и высоко развитое.
СЕРГЕЙ – Это не я, это Оля додумалась.
ООЛЬГА – Это не я, об этом ещё Достоевский писал: «Русский человек без православия – дрянь, а не человек».
СЕРГЕЙ – Вот это припечатал. Ну и Достоевский. Это же и ко мне относится. Круто!
ВАСИЛИЙ – Это ко всем относится. Но люди верят, и всегда будут верить в Бога. Потому, что Бог есть. В то, чего нет верить невозможно. А тот, кто с верой в Бога живет – в любых условиях останется человеком.
СЕРГЕЙ (после некоторой паузы) — Вот это встретились-поговорили… Никогда и ни с кем я о таком не разговаривал! Да, это не «аськи» девочкам писать: «Мой котенок — целую». Даже голова кругом идет.
ОЛЬГА — Просто вы никогда не общались с православными людьми.
СЕРГЕЙ — Странно, мне и самому теперь кажется, что Бог действительно есть. Как-то все сразу перевернулось и на свои места стало. Разве так бывает?
ВАСИЛИЙ – Вот именно так и бывает. Так человек с Богом и встречается. И это не мир переменился, а ты: был неверующим, а стал верующим. Я правильно тебя понял?
ОЛЬГА –Вася! Не торопи человека. Дай ему с мыслями, с чувствами разобраться.
СЕРГЕЙ — Умом-то я с биологом нашим соглашался, а вот сердце подсказывало, что не так все просто. Теперь и ум, и сердце в согласии. Ведь чувствовал я, что есть в мире не только химия и физика, а что именно – понять не мог. Вы про душу мне говорили, что ее человеку Бог дал. А наша психичка, ну, школьный психолог, говорила нам, что никакой души у человека нет – только рефлексы и нервная деятельность, в общем, одно электричество. Сама она нервная деятельность! Как это души нет, когда я в себе её с детства чувствую! Душа и болит и радуется. Душа думает. Душа любит.
Но вот чего я теперь не пойму: если Бог есть и Бог-любовь, почему так мало верующих в Него? Вот вы, да моя бабушка. Ну, может быть, еще несколько чудиков у нас в школе встречал – они в церковь ходят. Ну, училка по литературе всех своим платочком и длинной юбкой смешит, хотя интересно рассказывает. Вот и всё, пожалуй. А людей-то вокруг сколько – и никто в Бога не верит! Что, никому любовь не нужна?
ОЛЬГА – Зря вы так считаете, Сережа. Это атеистов мало. А верующих абсолютное большинство. Другое дело, что не все о Боге правильное представление имеют, не все по закону, по заповедям Божьим живут. Не все православные, это верно. Особенно, если по делам судить. Но не волнуйтесь, и настоящих православных немало. А вот давайте проверим – видите, старушка к нам идет? Узнайте у неё, верит она в Бога и как верит.
СЕРГЕЙ — Да она со мной и говорить не будет – мы же с ней не знакомы!
ОЛЬГА — А вы ей скажите: «Христос воскресе!»
СЕРГЕЙ – И что будет?
ВАСИЛИЙ – А вот и посмотрим.
СЕРГЕЙ – А это прилично?
ВАСИЛИЙ – До революции неприличным считалось в пасхальные дни не поздравить с Пасхой, а то и красное яичко подарить. Вот это культура была! Мы дикари против предков наших – неандертальцы.
ОЛЬГА – Ну, ты тоже скажешь! И в наши дни есть очень культурные православные, и даже святые люди. А иначе бы и жизнь давно на земле закончилась.
СЕРГЕЙ – А что, сейчас пасхальные дни?
ОЛЬГА – Конечно, Серёжа, слышите, как колокола звонят?
СЕРГЕЙ – Это на вашей церкви звонят?
ОЛЬГА – Да. На колокольне нашего Троицкого собора.
СЕРГЕЙ — А кто звонит?
ВАСИЛИЙ – На Светлой седмице все желающие могут позвонить. И ты можешь. Нам, кстати, помощник звонаря нужен.
СЕРГЕЙ – А я бы и не отказался. Я в Ростовском Кремле звоны слушал – до сих пор забыть не могу – вот это музыка!
ВАСИЛИЙ – Да, это не по барабану ногой стучать. Здесь и сердце и голова и талант требуются. Не зря же ты музыкальную школу окончил. Не забуду, как ты в лицее на новогоднем вечере «Лунную сонату» исполнял. Тебя ведь на «бис» раза три вызывали? Ну, иди – порадуй старушку.
Сергей робко идет навстречу пожилой женщине и, набрав в легкие воздуха, громко произносит:
— Христос воскресе!
Женщина вздрагивает от неожиданности:
— Господи, Боже мой! Ох, напугал, миленький! Во истину воскресе, во истину! И откуда ж ты такой чудной? Из гимназии что ли? Что-то я тебя не припомню?
СЕРГЕЙ – Да нет, бабушка, это я так… Проверяю.
БАБУШКА – И чего же ты проверяешь?
СЕРГЕЙ – Ну, много ли верующих у нас.
БАБУШКА – А тебе зачем? В тридцать седьмом чекисты тоже проверяли. А потом война началась – допроверялись. И сами голов не сносили.
СЕРГЕЙ – Нет, бабушка, я не чекист. Я сам хочу знать. А по-вашему, много у нас верующих?
БАБУШКА – Много ли, мало ли – я не знаю. А только если Церковь наша стоит и Россия-матушка жива – значит достаточно.
Бабушка садится на скамейку автобусной остановки. Разворачивает журнал «Толк и польза». Появляются одноклассники Сергея:
ПЕРВЫЙ – Нет, я тащусь в натуре! — Серый, ты чо тут присох? Проблемы что ли?
Сергей смущенно:
— Да нет, я иду…
ВТОРОЙ – Ну, ты козёл, Серега! Пацаны тебя уже полчаса дожидаются, перегрелись все. А он бабушек развлекает.
Замечает Ольгу.
— А, вон тут какая Маша! – тащи к нам. Компашка сегодня классная – оттянемся по полной.
СЕРГЕЙ – Маша, да не ваша.
ВТОРОЙ – Чо? Я не понял!
ПЕРВЫЙ – Ладно, кончай базар. Серый, ты принес что обещал? А то в прошлый раз такая жесть была — старьё, графика отстойная!
СЕРГЕЙ – Да, принес. Новый «ASSASIN». Отец скачал из Интернета – …. Я иду. Тут у меня дельце есть.
ПЕРВЫЙ – Ладно, валим от сюда. И не забудь, чувачок – еще долг за тобой. Ищи где хочешь!
ВТОРОЙ — Кумекай, Моцарт, а то обидимся.
Оба уходят. Подходят Василий и Ольга. Сергей стоит, понурый.
ВАСИЛИЙ – А дружки тебя уважают, нечего сказать.
ОЛЬГА (сердито толкая Василия в бок) – Сережа, может быть вам наша помощь нужна?
СЕРГЕЙ – Нет, нет, всё «О-кей»». Это мои одноклассники, друганы, можно сказать…
ОЛЬГА – Ну так вы придете к нам в гимназию на звонаря учиться?
СЕРГЕЙ – Да, да, конечно.
ОЛЬГА – Так приходите прямо сейчас!
СЕРГЕЙ – Спасибо, спасибо. Я приду… попозже. Оля, простите пожалуйста, можно мы с Васей наедине поговорим. Это не долго.
ОЛЬГА – И вы «на Вы» перешли?
СЕРГЕЙ – Да? А я и не заметил – как-то само получилось.
ВАСИЛИЙ – Ведь может, когда захочет!
СЕРГЕЙ – И чего это я захотел?
ВАСИЛИЙ – Так, культурным человеком быть. Что еще?
ОЛЬГА – До свидания, Сережа.
Ольга подаёт руку Сергею. Тот вежливо и просто пожимает ей руку. Ольга пристально смотрит на Сергея и уходит.
СЕРГЕЙ – Вась, тогда я тебе не сказал, а сейчас скажу: я ведь с тобой не пошел в православную гимназию не потому, что я атеист. Я не против Бога, но и веры в себе тогда не чувствовал. А сегодня вы меня…
В общем, отец меня тогда не пустил. В церковь, говорит, только через мой труп — и всё тут. А что я мог поделать? Он ведь добрый в душе, честный, любит меня, балует. Для меня всё сделает, а в Бога не верит. Я говорит, коммунистом был, коммунистом и умру, а веры своей, как некоторые, не поменяю. И я его люблю. Я над тобой посмеялся тогда, святошей назвал, но ты уж меня прости. Мне и сейчас тебя не хватает, если бы ты знал как!
Друзья обнимаются.
ВАСИЛИЙ – Ох, Серега, ну и характер у тебя! А думаешь, мне просто было всё это время? Еще как без тебя мучился. Спасибо, что окликнул. А отца ты береги, он у тебя редкий человек, порядочный. Все его уважают. Ты молись за него и сам православным стань. Он заметит, что ты к лучшему изменился, глядишь, и сам таким же захочет стать. И веру свою мертвую поменяет на живую. Все возможно верующему – даже гору сдвинуть.
СЕРГЕЙ – Легче гору сдвинуть, чем отца в чем-то переубедить. Он же два института закончил, доктор наук. У него на любой вопрос сто ответов имеется.
ВАСИЛИЙ – Не бойся, Бог и докторов наук любит. Не смерти грешника Он хочет, а чтобы все покаялись и к Нему в Небесное Царство вошли. Там наш дом, а не здесь.
Слушай, а у тебя с этими «друганами» и правда проблем нет? А то поможем. У нас в гимназии «рукопашку» десантники ведут.
СЕРГЕЙ — Спасибо, сам управлюсь.
ВАСИЛИЙ – Тогда будь здоров. Мы тебя ждем. И, по-моему, Оля особенно…
СЕРГЕЙ – Да, ладно тебе Васька, в сваты набиваться, разберемся!
Друзья жмут друг другу руки. Василий уходит. Снова раздается трезвон.
СЕРГЕЙ (сам себе) – Неправильно звонят, ритма не чувствуют!
БАБУШКА – А вот ты пойди и позвони правильно!
СЕРГЕЙ – Что, бабушка?
В это время у Сергея начинает звонить мобильный телефон.
СЕРГЕЙ (бабушке) – Извините!
Отвечает на звонок:
— Да иду, иду! На подходе уже.
Выключает телефон, стоит молча, опустив голову.
БАБУШКА – Что, дружки тебя к себе тащат? А тебе, поди, и не хочется?
СЕРГЕЙ (задумчиво) – Да, не хочется…
БАБУШКА – Так и не ходи. Ты туда иди, где колокола звонят.
СЕРГЕЙ — Вот я и думаю…
БАБУШКА – Ну, думай, думай, сынок. На то человеку и голова дана, чтобы думать куда идешь, к чему придешь. Пожалуй, и я пойду, а то засиделась с вами с молодыми. Да поможет тебе покровитель твой – святой Сергий Радонежский, думу твою правильно додумать! Христос воскресе, Сереженька!
СЕРГЕЙ (удивленно и радостно) – Во истину воскресе, бабушка! Во истину воскресе!
Громко и весело звучит пасхальный трезвон. Бабушка и Сергей поворачивают к нему головы. Бабушка крестится. Глядя на неё, неумело крестится и Сергей.
Конец