Тихон Ермолаев, 11 «Б»
Апостол и Евангелист Марк — основатель Александрийской Церкви Христовой. Он был учеником Апостола Петра. Этот чин совершения Литургии, как никакой другой по принадлежности и своему характеру закреплен к апостольскому преданию. Литургия отличается своей краткостью, выразительностью. Это действительно напоминает стиль Апостола и Евангелиста Марка. Но, тем не менее, она претерпевала много изменений. Во-первых, литургию относят к александрийской многовековой традиции. Во-вторых, во многом повлияла культура Сирийской, Армянской, Римской и Константипольской Церквей, обычаи некоторых монастырей, например, Калабрийских в Италии, в которых корректировались рукописи издревле. Нам, к сожалению, трудно выяснить каково было первоначальное александрийское Богослужение. Так или иначе,современная Православная Церковь не совершает данного чина, разве что по благословению правящего архиерея на древнегреческом языке. Запрет на служение литургии Апостола и Евангелиста Марка носит чисто административный характер, канонических препятствий служить Литургию нет. Данный чин регулярно совершается в некоторых Христианских Церквях, например, в Коптской. В Православном мире литургия апостола Марка потеряла свою известность в XII веке. До этого она была одна из известнейших. Александрийская Церковь во времена Вселенских Соборов обладала величием. По своему значению, по постановлению 1 Вселенского Собора, она шла после Рима. Александрийская Школа дала миру много Святых Отцов, толкователей и мыслителей Церкви, среди них Афанасий Великий, Григорий Чудотворец, Кирилл Александрийский, Диоскор и многие другие. Опираясь на Литургию Святого Апостола и Евангелиста Марка, Кирилл Александрийский составил схожую анафору. Многовековой опыт молитвы, богословия, совершения Богослужений способствовал развитию множества традиций в Александрии, которые имели символические смыслы. Так, например, перед каждой литургией испекали ночью 3 просфоры и теплыми приносили в храм для совершения Таинств, 1 из Хлебов становился Телом Христовым, на нем изображался Кровью Христовой крест.
Распространенность анафоры сильно беспокоило Византию, которая стремилось к устранению местных Богослужебных чинов, чтобы в наибольшем количестве регионов совершались литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. От лица Константинополя выступил канонист Феодор Вальсамон, который был номинальным Антиохийским патриархом. В то время Антиохийская и Александрийская Школы были 2 богословскими центрами, которые имели разный подход в изучении Церковных истин. Например, Антиохийская Школа рассматривала во Христе по большей части человеческую природу, а Александлрийская божественную и многое другое. Возможно из-за этого Феодор Вальсамон говорил отрицательно в сторону древней александрийской Литургии. Вскоре, по настоянию, Византии служение литургии апостола Марка прекратилось в Александрии, вместо нее воздавать благодарение Богу стали по чинам Иоанна Златоуста и Василия Великого. Тем не менее, до конца Средневековья, литургия апостола Марка совершалась в египетских монастырях.
Как было упомянуто, чин совершение литургии Александрийской Церкви именуемый в честь апостола Марка, претерпевал некоторые изменения. Данное явление мы можем проследить в рукописной традиции, которая, свидетельствует о том, как изменялась литургия в периоды истории, какие части анафоры присущи тому или иному веку. Рукописи – сокровище литургистов и историков. Так, самой известной рукописью, на которой записана анафора апостола Марка , является Страсбургский папирус, датируемый примерно нач V – VI кон веков. Он интересен тем, что очень схож с текстами более древних рукописей. Данный папирус содержит такие части анафоры как: Sanctus, Institutio, Epiclesа. Эдвард Килмартин в 1971 году высказал предположение, что эта рукопись является цельной анафорой, ее надо воспринимать как законченный текст. Это мнение вызывает сомнения у ряда литургистов, но данная гипотеза имеет место быть. В собрании папирусов Джона Райландса в Манчестере, датируемый, примерно, серединой VI века, данный фрагмент анафоры начинается с Epiclesa 1 и заканчивается Epiclesa 2, т.е в нем запечатлены те части, которые не написаны в Страсбурском папирусе. В конце рукописи другим почерком написана молитва об усопших, которая встречается в более поздних вариантах литургии, также проследить за развитием анафоры мы можем, пользуясь рукописями собраний Британской библиотекки, датируемый примерно концом VI- началом VII веками, Австрийской Национальной Библиотеки в Вене VII века и многими другими. Сегодня литургия апостола Марка служится согласно рукописям, датируемыми XII веком. Начинается этот чин совершения литургии с прошений, предметы которых четко обозначаются, следовательно литургия эпиклетическая ( по Giraudo). Примечательно, что в анафоре нет ектеньи об оглашенных, диакон просто говорит: «Смотрите, чтобы никто из оглашенных…». Вместо тайных молитв, привычных нам в современных традициях, предстоятель возглашает эпиклетические возгласы. Анафора апостола Марк имеет особую структуру, она состоит из таких частей как: Praefatio(1), Intercessio(2), Sanctus(3), Epiclesa(4), Institutio(5), Anamneesis(6), Epiclesa2 (7). Таким образом, схема анафоры такова: PISEIAE. Перед началом анафоры звучит диалог между народом и предстоятелем. Примечательно, что вместо привычного нам «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» говорится «Господь со всеми».
Praefatio(1)
Происходит воспоминание сотворения Богом мира. Рассказ о домостроительстве, человеческом спасении отсутствует. Упоминается «бескровное служение», звучат слова пророка Малахии «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.»
Intercessio(2)
Произносится молитва о Церкви («…сохрани нам (перечисленных людей)… со всею полнотой Святой и Единой Соборной Церкви. … А всякого врага Святой Церкви Твоей покори…»), возносится молитва за больных, путешествующих, об урожае, императоре, усопших, приносящих (хлеб и вино), патриархе, клире, о разных нуждах, собрании Христиан и всех людях.
Sanctus(3)
Данная часть анафоры не связана с предыдущей Intercessio, по мнению отца Михаила Желтова существует еще промежуточная часть « Pre-Sanctus» примечателен Sanctus тем, что перечисление ангельских чинов берется не из привычных посланий апостола Павла к Колосем (1,16)»», а к Ефесянам (1,21) «Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых Ангелов и воинства Архангелов. Тебе предстоят два высшее Твои роды существ, многоочитые Херувимы и шестикрылатые Серафимы…» затем происходит славления Бога « Свят(3) Господь Саваоф…».
Epiclesis(4)
Эта часть напротив тесно связана с Sanctus, фактически является его примыкающим продолжением. В этой части примечательно, что произносится прошение об исполнении Даров действием Святого Духа «благословением».
Institutio(5)
В этой части анафоры, как и в Epiclesis, предмет прошения приобретает чисто духовный характер. По мнению отца Михаила Желтова, служит обоснованием прошения предыдущей части. После воспоминания Тайной Вечери священник молится о том, чтобы Бог Отец ниспослал « Духа истины… глаголавшего в законе и пророках, везде сущего…», также отмечается, что действие Духа Святого проявляется не « служебно », а кому хочет Он даровать освящение по благоволению Отца. Воспоминается Тайная Вечеря; после установительных слов над хлебом и чашей от лица Господа Иисуса Христа произносятся слова ап Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он придет». Воспоминаются смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Anamnesis(6)
Эта часть тесно связана с Institutio, являет продолжение мысли. Вспоминается также Иисус Христос, Тайная Вечеря и тридневное Воскресение. Прошение заканчивается тем, чтобы благодатью Бог « сделал хлеб Телом». В конце происходит принесение хлеба и вина.
Epiclesa2 (7)
Священник говорит: « Головы ваши Иисусу приклоните». Возносится славление Богу «Сидящий на Херувимах», «Прославляемый Серафимами», произносится прошение, чтобы все стоящие причастились святых Христовых Тайн, далее заканчивается славление « Через Которого (Иисуса) и с Которым Тебе слава и держава со Всесвятым и Благим и Животворящим Духом». Затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.
Далее литургия продолжается
После причащения народа славословие продолжается до окончания Богослужения.
Т.о. структра анафоры имеет яркие особенности :
Intercessio находится между Praefatio и Sanctus.
Epiclesis разделена на 2 части.
Такая структура вызывает вопросы о происхождении анафоры:
В Страсбургском папирусе анафора обрывается на Intercessio, возможно ли, что это изначальный вариант?