Сказка о подсвечнике

Впечатления от первых дней пребывания десятиклассников в гимназии
19.09.2014
"Лесная сказка"
23.09.2014
Показать все

Сказка о подсвечнике

И. В. Сойкин, врач,

член союза писателей,

сотрудник Варницкого монастыря

И остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим…  

Мф. 6, 12.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жил-был себе подсвечник. Синий, фаянсовый, небольшой, удобный. В общем, самый обыкновенный. Но это он только с виду такой был простец. Дело же он делал очень важное, потому что служил в храме. А в храме, как вы сами понимаете, неважных дел не бывает: то на молебне, то на утреннем или вечернем молитвенном правиле послужит, а то и на самом клиросе потрудится – свечу подержит. А без свечи, в потемках какая служба? Вот и выходит, что без подсвечника в храме никак не обойтись. Но никто этого, до поры – до времени, не замечал. Подумаешь, подсвечник – важность какая!

Впрочем, один тип, серый такой, с хвостом и рожками, заметил. Ходить в храм он не любил и даже опасался, но за людьми гневливыми, горделивыми, а также рассеянными и праздными порой увязывался. И очень ему всё в храме не нравилось, особенно молитва. Думал он, думал — как бы это службе и молитве помешать? Вот тогда и обратил внимание на наш скромный подсвечник. В общем, всё случилось как в сказке: «Мышка побежала, хвостиком махнула» — подсвечник упал и разбился. Тут-то всё и началось – «плачет дед, плачет бабка…»

Дело в том, что кроме обычных прихожан в храм этот ходили ученики православной гимназии. Они и в алтаре, они и на клиросе, и на колокольне, и на молебне, и на молитве – всюду первые священникам помощники. Вот им-то подсвечник больше всех и надобен был. А тут – такая оказия – одни от него осколочки обнаружились.

Решили гимназисты выяснить, кто же в гибели любимого подсвечника виноват? Стали разбираться, следствие вести и до того «доразбирались», что разобиделись друг на дружку и перессорились все подчистую. Дело даже до дуэли дошло: назначили встречу на рассвете у водяной мельницы и пистолеты приготовили самые длинные. На современном языке это «забить стрелку» называется. Вот уж лукашка серенький порадовался – знатная каша заварилась – какая уж тут молитва, когда у молитвенников гнев и обида внутри как лава пузырится и булькает!

Дошли, к счастью, вести о предстоящем поединке до директора гимназии и началось «независимое расследование». Всё как полагается: собрания, объяснительные, очные ставки – время идет, а разбирательствам конца не видно. Кто прав, кто виноват так и не выяснили. Получалось, что все правы. Но подсвечника в храме нет как нет, и молитва без него добрая, оказывается, не творится! Вот такая сказка вышла невероятная, но очевидная. И потому нам кажется, что виноваты были все её сказочные и реальные персонажи. Виноваты потому, что все друг на друга обиделись. А на обиженных, как говорится, бесы воду возят. В чем корень обиды, как она развивается и как с ней бороться, а значит – как научиться прощать, — давайте и разберемся.

 

ПРОЩЕНИЕ КАК ЛЕКАРСТВО

Первым обиженным человеком в истории был Каин. Повод для этого он имел серьезный – Бог почему-то не принял его жертву. Получается, Бог обидел Каина?

Каин был старшим сыном, он наследовал дело отца, Адама, которому заповедано было возделывать землю. Каин (в полной мере пораженный первородным грехом – «станете как боги») гордился своим первородством, гордился тем, что он сам может приносить жертву Богу. Он воспринимал это жертвоприношение как возможность поделиться с Богом, как с равным себе, уделить Ему некую часть от «своего собственного». Он был совершенно уверен, что Бог обязан с благодарностью принять его жертву.

Авель же понимал, что он «не первый» на этом свете, никаких «прав» на наследство у него нет, и всё в его жизни зависит только от Господа. Поэтому Авель ничего, даже мысленно, не присваивал себе и от всего сердца отдавал Богу всё лучшее, что имел.

Каин огорчился, и лицо его поникло, потому что он не ожидал, что его жертву не примут. Его гордость ущемлена, и, как следствие, возникла обида, злоба и желание мести. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 6,7).

Во власти человека либо дать злу выход, либо овладеть им. Что значит овладеть злом? Во-первых, надо взглянуть на себя и увидеть: что мной движет? Бог, обращаясь к Каину, предлагает ему разобраться, уяснить, что его главный грех – гордость, сделавшая жертву нечистой. Но Каин уже не слышит Бога, потому что он сам «как бог». Он судит свои поступки собственным судом, а суд Божий не признает, отвергает. Во-вторых, овладеть злом, не дать ему хода означает – простить своего брата, который вдруг стал первым, несмотря на первородство Каина. Но признать эту истину, ослепленный гордыней Каин и тем более был не в состоянии.

История Каина и Авеля – история развития греха, который лежит в основе обиды. Прощение – это выполнение сразу двух главных заповедей: любви к Богу и к ближнему. Мы не можем без любви к Богу, без принятия Его правил (законов и заповедей) простить ближнего. Потому и Каин не мог побороть своей обиды и простить ни в чем не виновного Авеля. И мы не можем, сохранив обиду на ближнего, говорить о том, что мы любим Бога (1Ин. 4, 20-21). Поэтому тема прощения – ядро аскетики, ведь пока сердце человека замутнено обидой, злопамятством, агрессией, мыслями об отмщении – бессмысленно говорить о том, что человек может соединиться с Тем, Кто его создал.

 

БОЙТЕСЬ ДРУЗЕЙ ИОВА

Обижаясь, мы проявляем уязвимость, слабость, а признать свою слабость трудно. Легче сделать вид, что прощаем. Кстати, один из распространенных мифов о прощении: «Простить – значит забыть» весьма далек от истины. Простить – значит исправиться, преобразиться. И тем, кто хочет разобраться с обидой, надо честно признать в себе это чувство.

Будем брать пример с праведного Иова. Казалось бы, у него были все причины обижаться на «несправедливости» Бога. Но в чем разница между Иовом и его друзьями? В искренности. Иов, потеряв всё, продолжал благодарить Бога, принимать Божий суд, хотя он и не был ему понятен. Но когда трое его друзей, решивших спасти его душу, стали убеждать Иова, что он великий грешник и должен честно покаяться в тайных грехах, Иов не выдержал и разгневался. Обида выплеснулась – он стал высказывать Богу свой ропот, потому что не видел за собой великих прегрешений. Он не стал каяться «на всякий случай», мол, «хуже не будет, а вдруг поможет». Ему важна была правда в отношениях с Богом, и Бог ответил на честность Иова, а друзей грозно упрекнул (Иов. 42, 7). Позиция друзей Иова – это позиция людей, которые не сочувствовали, а осуждали. Таковой же была впоследствии позиция фарисеев и книжников. Но осудить – значит поставить свой суд вместо суда Божьего. Осуждению же мы привержены в огромной степени и должны об этом всегда помнить.

Осуждение противоположно прощению. Когда человек просит прощения, он просит не справедливого суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, и даже не того, чтобы обнаружить чью-то правоту или неправоту. Он признает, что принес ближнему боль, скорбь, и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что хоть долги, как правило, и остаются, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Не случайно Прощеное воскресенье – это и воспоминание Адамова изгнания. А Адам это кто? Все мы. Все мы в Адаме согрешили, все грешники, все нуждаемся в прощении.

И семя Каина мы все тоже несем в себе – эгоизм, злость, мстительность. И обратную его сторону – страх, агрессию, скрытое чувство вины, а значит, и готовность на обиду. Но когда мы говорим о своей обиде, мы хотим, чтобы нас выслушал кто-то не осуждающий, а сочувствующий, тот, кто не похож на друзей Иова. Человеку важно быть принятым таким, каков он есть. Поэтому, следует сначала разобраться, что вызвало обиду, а не просто говорить человеку: «Обижаться нехорошо». Именно с таким сочувствием подходит к своему плачущему ребенку мать. С таким сочувствием обращается к своему скорбящему чаду Церковь.

Почему обида так устойчива? В эмоции обиды очень много энергии самосохранения. Обидой, как броней, человек пытается защитить себя от жестокостей внешнего мира. Но сохраняя то, что есть, обида не дает развиваться ситуации дальше, парализует отношения человека с миром, с людьми. Помочь в этот момент – значит найти ресурсы, силы, которые дадут возможность преодолеть обиду, ее шокирующее действие и жить дальше.

Следует заметить, что большинство неврозов (и психотравм) у людей основано на детско-родительских отношениях. Это потому, что родитель для ребенка в детстве – самый значимый персонаж, всемогущий, идеальный («Мой папа лучше всех!»). К нему предъявляются очень высокие требования. Но на самом деле любой родитель – это всего лишь человек, со своими достоинствами и недостатками. В его поведении могут быть и любовь, и эгоизм. И когда, повзрослев, человек поймет, что сам не безгрешен, став родителем, поймет, как сложно им быть, тогда может возникнуть, и часто возникает, понимание, прощение обид и восстановление отношений с реальным, а не с идеальным «выдуманным» родителем.

То же и при создании новой семьи. Например, человек жил в своей семье. У него сформировались определенные семейные принципы, представления о том, как должен вести себя муж, как должна вести себя жена, как надо воспитывать детей, то есть, возникла привычная система правил и ценностей. Новую семью создают два человека, следовательно, неизбежно сталкиваются две системы. В силу природной поврежденности человека, свое собственное мнение мы, как правило, полагаем истинным, а себя лучше других. Все те мнения, которые не согласуются с нашим, привычно считаем ложными. И начинаем с этими чужими мнениями бороться. Потому что чужой взгляд воспринимаем как агрессию и угрозу своей системе ценностей. И когда проходит состояние влюбленности, которое, по сути, и есть выход из своей системы, выход за пределы своих эгоистических интересов, начинаются самые большие в жизни обиды и разочарования: «Он меня обманул! Представлялся таким хорошим, а на самом деле он совсем другой. Он меня предал!»

Обида здесь возникает как разрушение сложившейся системы идеальных (часто эгоистических, потребительских) настроений и представлений о семейной жизни. Система терпит катастрофу, потому что основывалась не на реалиях жизни, а на собственных иллюзиях по поводу себя, своего избранника и жизни в целом.

В православной культуре человеческой гордыне, эгоизму, «самоцену», обиде противостоят смирение, терпение, скромность и прощение, а также достоинство и самоуважение. Но самоуважение – все же, больше ветхозаветная категория. Ветхий и Новый Завет – это как мертвая и живая вода в русской сказке: Ветхий завет дает верную структуру, систему правил, а Новый Завет дает то, что позволяет человеку подняться над этой системой. Но одного без другого быть не может, потому что любовь – это не отвержение закона, а добровольное и даже радостное исполнение этого закона, не по форме, а по сути.

 

ПРОЩЕНИЕ КАК ПРОЩАНИЕ

(эпилог)

Один из корней слова «простить» — «просто». Когда мы прощаем, нам становится просто и легко жить. В этом состоянии обида, как некий невроз, как искаженный внутренний мир, находящийся в состоянии постоянного конфликта, исчезает, исчерпывается. Именно после грехопадения человек утратил простоту, целостность мировоззрения и сам внутренне расщепился на «добро» и «зло», которых некогда возжелал.

В недалеком же прошлом наши предки, прощаясь, говорили не «до свидания», а «прости меня Христа ради» и отвечали: «Бог простит, меня прости Христа ради». Так было не только в монашеской среде, но и среди мирян. «Прощаться» означало попросить друг у друга прощения. Психологически это очень верно, потому что прощать легче в самом начале, когда эмоция обиды не превратилась в мысль, не обросла деталями, фантазиями, словами и опрометчивыми поступками. Вспомним, а что мы сами делали против воли других? И тогда эмоция обиды, подрубленная на корню, заметно ослабевает.

Так и наши гимназисты сделали: когда следствие о разбитом подсвечнике совершенно зашло в тупик (чего и следовало ожидать), они собрались вместе и просто попросили друг у друга прощения, а потом и вовсе помирились. Помирились и купили себе новый подсвечник, не золотой и не серебряный, а, как и прежний, – синий и фаянсовый. С того дня проказ рогатого и хвостатого никто уже больше не замечал.

На том и сказка кончилась, будто ничего и не было. И нам очень хочется надеяться, что новых «сказочных» историй в гимназии уже не повторится.

 

 

В работе использована статья А. Фомина «Прощение – главная форма противостояния злу», журнал «Нескучный сад» № 2, 2011 г.

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

-->
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!