Житие преподобного Сергия Радонежского в Варницах на иконах, картинах, миниатюрах

Освящение Патриархом Кириллом собора прп. Сергия Радонежского (видео)
14.05.2014
Северная Фиваида (паломничество гимназистов)
16.05.2014
Показать все

Житие преподобного Сергия Радонежского в Варницах на иконах, картинах, миниатюрах

В. Н. Шестаков, учитель географии

В русской культуре период с XVI по XVII век — это время расцвета искусства оформления рукописной книги, давшего нам огромные повествовательные серии миниатюр, сопровождавших как многотомные летописные и житийные своды, так и отдельные списки житий наиболее чтимых святых. К последним относится и лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского — древнейшее из известных рукописных жизнеописаний cвятого, более трёх веков хранившееся как величайшая святыня в основанной Преподобным обители — Троице-Сергиевой Лавре. Ныне оно находится в хранилище особо ценных документов научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки.

Начало Жития. Миниатюра из цикла о жизни Преподобного с изображением его родителей

Этот выдающийся памятник русского книжного искусства был создан около 1592 года, по указу царя Фёдора Иоанновича, к 200-летию преставления преподобного Сергия.

Исследователи отечественной истории и культуры неизменно отмечают уникальность настоящего Жития. В его основу положено первое жизнеописание преподобного Сергия, созданное в XV веке его учеником преподобным Епифанием Премудрым.

Рождение преподобного Сергия Радонежского

Особую историческую и художественную ценность памятнику придают миниатюры, которыми украшены все листы этой обширной рукописи. Текст лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского состоит из множества самостоятельных коротких рассказов, иногда даже тезисов, — и каждый из них проиллюстрирован миниатюрой. Посмотрите на них.

Варфоломей в школе. Сюжет из лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского. XVI в.

Создатели миниатюр неукоснительно соблюдали соответствующий каждому событию этикет: язык жестов и поз персонажей, детали одежд и другие атрибуты, свидетельствующие об их положении в мирской и церковной иерархии.

Художники проявили своё мастерство в изображении растительного и животного мира, предметов быта и интерьера.

Переезд родителей преподобного Сергия со всем домом в Радонеж. Миниатюра из Жития преподобного Сергия. XVI в.

Далее посмотрим на картины знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова. Настоящий шедевр — картина «Видение отроку Варфоломею». Здесь он изображает тот момент жития Преподобного, где рассказывается, как Сергий, которого до монашеского пострига звали Варфоломеем, встретил в лесу таинственного схимника и по его молитве научился грамоте.

Видение отроку Варфоломею. Художник М.Нестеров

Нестеров долго пытался найти способ, как передать этот сюжет. Им было сделано несколько эскизов к картине. Художник мучительно искал для себя наиболее удачную композицию, делал много натурных зарисовок, пытаясь найти образ мальчика Варфоломея. И в конце концов это ему удалось.

Видение отроку Варфоломею. Вариант. Художник М.Нестеров

Что же мы видим? Героем этой картины становится не только отрок Варфоломей, не только монах, протягивающий ему просфору, но и вся Русь. Фигуры мальчика и монаха, такие аскетичные, воздушные, оказались под стать окружающей их русской природе. Всё, что мы видим на картине, есть отображение того внутреннего, с чем сроднилась Русь. И это внутреннее — Сам Христос. Эту мысль прекрасно выразил в своём стихотворении Ф.И.Тютчев:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!..

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Об униженном состоянии Христа, которое Он принял ради спасения людей, напоминает скудная русская природа. Она становится для Нестерова особым способом изображения Спасителя мира, с которым сроднилась русская душа.

Интересна картина «Христос благословляет Варфоломея». На ней художник повторяет сюжет благословения Варфоломея. Но на этот раз Сам Христос благословляет отрока.

Христос благословляет Варфоломея. Художник М.Нестеров

Одним из широко известных памятников ярославского иконописания XVII века из собрания Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника является житийная икона преподобного Сергия Радонежского с многофигурной композицией на сюжет «Сказания о Мамаевом побоище».

Порядок клейм иконы преподобного Сергия Радонежского с житием. Ярославль. Сер. XVII в.

На иконе преподобного Сергия изображение исторических событий вокруг центральной фигуры святого в среднике сочетается с рядами великолепных клейм, следующих вокруг неё в определённом порядке.

Раскрытию жизненного подвига преподобного Сергия посвящены четыре ряда изобразительных клейм вокруг средника. Центральное клеймо верхнего горизонтального ряда считается первым клеймом иконы. В нём по праву представлена Святая Троица, изображение Которой является ключевым для всей житийной иконографии Преподобного — тайнозрителя Святой Живоначальной Троицы. Это изображение неоднократно встречается в миниатюрах лицевых списков Жития, в клеймах икон, иллюстрируя различные эпизоды биографии святого, которые доказывают его особое служение Святой Троице.

Остальные клейма этого ряда посвящены событиям детства Сергия Радонежского. Они «читаются» слева направо. Во втором клейме, крайнем слева, изображено рождение младенца Варфоломея — будущего преподобного Сергия. Как и другие сцены рождения святых, этот образ восходит к изображениям Рождества Христа и Богоматери.

Клейма 1–7 верхнего горизонтального ряда житийной рамы

В третьем клейме показано, как младенец Варфоломей отказывается от материнского молока по постным дням, четвёртое клеймо представляет сцену крещения Варфоломея, пятое — приведения его во учение. Явление старца отроку Варфоломею изображено в шестом клейме, а уход Варфоломея на гору Маковец — в седьмом.

Давайте посмотрим еще клейма с другой иконы:

Дарование Варфоломею разумения грамоты. Клейма иконы преподобного Сергия Радонежского с житием. XVI в.

Преподобный Сергий из глубины веков взирает сегодня на нас с икон своим кротким ликом и как бы стремится показать нам, как нужно жить. Ведь мы приходим в его Лавру, прикладываемся к его мощам, ведь мы чувствуем помощь, исходящую от Преподобного, — так давайте поверим и тому образу жизни, который он вел, побеждая врагов, усмиряя гордецов и завистников, поддерживая самых сильных мира сего, став через кротость свою и смирение великим духовным лидером нашего народа, и не только для поколения уже отдаленного от нас XIV века, но и для мятущегося во грехе поколения века XXI.

Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Его имя  было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от Преподобного традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественному самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры.

Преподобный Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Он всей своей жизнью доказал нам — жизнь можно устраивать только добром и любовью. И начало жития преподобного Сергия было положено в Варницах.

                                                                                                                                                                  

При написании статьи использовались материалы журнала «Источниковедение в школе» №1(12) 2013 года (http://pravgym.ru/orthgymn.ru/publish/istved/).

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

-->
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!