Интервью с учителем древних языков Юлией Александровной Диденко

День нашей гимназии
10.10.2019
«Порохом пропахнувшие строки…»
16.10.2019
Показать все

Интервью с учителем древних языков Юлией Александровной Диденко

Юлия Александровна, вы по образованию специалист и переводчик в области древнехристианской письменности. Расскажите, как вы выбрали для себя это направление и не жалеете ли об этом выборе.

По окончании десятого класса у меня не было еще четкого представления, кем я хочу быть, но больше все-таки я склонялась к педагогике. Знакомый батюшка, настоятель прихода, на котором я выросла, показал мне брошюру Свято-Тихоновского гуманитарного университета, открыл разворот про богословский факультет, и там мы увидели отделение древних языков и древнехристианской письменности. Мне показалось это настолько необычным и интересным, что я решила туда поступать. Для меня тогда не стояло вопроса, а кем же я буду работать по окончании вуза и где смогу применить свои знания.

Немного жалела о своем образовании только тогда, когда сидела дома в декретном отпуске, постепенно забывала полученные знания, так и не успев до рождения детей поработать по своей специальности, ну и, конечно, жалела о том, что не о таком уж и велик выбор мест, куда я могу пойти работать по своему направлению. Но меня всегда вдохновляют моменты, когда люди, узнающие о моем образовании, меняются в лице, начинают удивляться, восхищаться. Вот что сказала на приеме врач, спросив у меня, кем я работаю: «после этих слов мне хочется вас огородить чем-то, чтобы все к вам бережно относились и боялись лишний раз дотронуться» (смеется).

С какими вызовами вы столкнулись, когда начали преподавать в гимназии? Что из вашего личного образовательного опыта оказалось вам полезно и чего не хватало?

Во-первых, мне катастрофически не хватало времени на уроке и было очень сложно перестроиться с 1,5 часов университетских на 45 минут школьных. Во-вторых, всего один урок в неделю на изучение языка – это ничтожно мало, и с этим до сих пор приходится мириться и стараться делать так, чтобы дети и не перегружались и не совсем все забывали за неделю.

Не начать с нуля в статусе учителя мне очень помог опыт преподавания на приходских богословских курсах. Конечно, есть существенная разница – выступать перед взрослыми людьми или перед школьниками, но в случае со школьниками мне помогли пусть и немногочисленные университетские занятия по педагогической психологии.

А не хватает мне, наверно, опять же занятий по психологии и педагогике, до сих пор у меня сохраняется желание получить доп. образование еще и по этой специальности. К этому толкает не только наличие собственных детей, но и специфика работа в гимназии – это обучение юношей подростков.

Древнегреческий и латинский, а также и церковнославянский, который вы раньше преподавали, не являются общеобразовательными дисциплинами, что дает учителю определенную свободу в выборе учебников, программ и методик. Вам это помогает или, наоборот, создает лишние трудности?

Конечно, свобода в выборе учебников и программ – это определенный плюс. А вот с методикой преподавания древних языков все сложнее. Ее я пока только нарабатываю в связи с незначительным опытом работы в школе.

Какую цель вы ставите перед учениками в начале курса изучения древних языков?

Хотя бы начать путешествие, которое точно займет всю жизнь, в мир древних языков и классической литературы, сложить общее представление о структуре языка, научиться читать и разбирать не очень сложные тексты, попробовать свои силы при переводе сложных текстов.

В чем, на ваш взгляд, разница между методиками преподавания и изучения разговорных и «мертвых» языков?

Разнообразить и сделать нескучными занятия разговорными языками можно разыгрыванием сценок из жизни, просмотром фильмов на изучаемом языке, различными играми, очень редко, но все же – беседой с носителем языка. В случае с мертвыми языками это все невозможно, и такие занятия страдают однообразием.

Ваша деятельность в гимназии не ограничивается преподаванием. С этого учебного года вы организовали театральный кружок для воспитанников пансиона и даже успели выступить на Дне гимназии. Какие у вас впечатления? Как вы думаете, зачем ребятам нужен театр?

Я очень рада, что среди учащихся нашлись желающие участвовать в театральном кружке, а после нашего первого выступления на Дне гимназии желающих стало больше. Это не может не вдохновлять! Я сама занималась в таком кружке более десяти лет и знаю, какие впечатления дарит выступление перед аудиторией.

Вообще театр помогает развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, отрабатывать дикцию, развивать координацию движений, составлять или сочинять сценарии, выполнять декорации, эскизы костюмов, воспитывать нравственно-эстетические качества, слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению, проявлять индивидуальные творческие способности. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, у детей мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность.

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!