Иван Пахомов, 11Б
«Всеми своими высокими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублёва <…> до великой пророческой литературы 19 и 20 веков», — писал Никита Алексеевич Струве, и с ним невозможно не согласиться.
Изучая отечественную историю и литературу, я много задумывался о том, какое колоссальное значение сыграло христианство в судьбе моей Родины. Именно на нем основываются все общенациональные, порой всемирно известные достижения нашей страны, проявившееся в сложном историческом процессе возрождения и развития духовного самопознания русского народа, российской государственности и её борьбы за свою независимость и внутреннее единство.
Итак, первые масштабные достижения в культуре и жизни русских людей, возникновению которых мы обязаны христианству, принятому нашими предками в 988 г., — это распространение грамотности и, так называемого, «учения книжного» (появление рукописных книг, создание школ при монастырях… ), становление Киева как духовно-политического центра Древней Руси (сосредоточение светской и церковной (митрополичья кафедра) власти в одном месте), начало каменного храмового строительства. В 989 г. в Киеве возводится Десятинная церковь , в 1037 г. — Софийский собор, ставший богатейшей библиотекой того времени.
В Новгороде строится Софийский собор (1045 г.), в 12- 13 веках во Владимире возводятся Успенский и Дмитровский соборы, в Боголюбове появляется архитектурная жемчужина Руси — храм Покрова на Нерли. Развивается монументальная (фрески на евангельские сюжеты и мозаичные изображения, например, в киевском Софийском соборе – Богоматерь Оранта ) и станковая (иконы) живопись.
Помимо прочего, произошли большие перемены в нравственно-моральной составляющей нашего народа: на смену языческого мироощущения и миропонимания пришел поиск своего подлинного назначения, наиболее ярко проявившегося в древнерусской словесности. Самыми характерными её чертами являются сотериологическое мышление (в центре всего находится Бог и Его Искупительная жертва ради нашего спасения) и эсхатологичность (ожидание конца света).
Замечательны следующие памятники древнерусской словесности: поучения и послания Феодосия Печерского, «Повесть временных лет» и «Чтение о житии и погублении… Бориса и Глеба» монаха Нестора, в котором он призывает следовать истинному примеру христианского смирения, «Поучение Владимира Мономаха», желающего привить потомкам высокие нравственные качества, «Слово о полку Игореве», необычайное религиозно-назидательной символикой. В «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона затрагивается тема историософии Руси (её места в христианском мире). Сравнивая Ветхий Завет с Новым, автор приходит к выводу, что Бог избрал новокрещенных славян, чтобы они хранили Благодать до Второго Пришествия и нести истину другим.
Благодаря христианству развивалось духовное самосознание наших предков. Нельзя недооценивать огромного вклада христианской веры в развитие культуры, духовно-нравственных ценностей и, конечно же, мировоззрения русского человека домонгольской эпохи.
К сожалению, многие культурные и духовные достижения 10-13 веков утрачены в связи с нашествием Золотой Орды. Но и в самые трудные моменты истории нашего Отечества христианство служило ему на благо, помогая добиваться высших целей и преодолевать любые невзгоды и испытания. Так, величайшая по-своему значению роль «игумена русской земли», укрепившего примером собственной жизни угнетенный дух своих соотечественников, выпала на скромного подвижника-черноризца Сергия Радонежского (1314-1392). В. О. Ключевский в своей работе «Значение преп. Сергия для русского народа и государства» писал, что по благословению святого старца произошло следующие знаменательное событие: «…народ, привыкший дрожать при одном имени татарина… встал на поработителей… и… повалился на врагов несокрушимой стеной…». Действительно, Великий князь Дмитрий Иванович до последнего сомневался, и видимая (отправления на поле будущей брани двух схимников-воинов Ослябю и Пересвета), и невидимая (молитвенное заступление во время самой сечи) помощь преп. Сергия помогла еще неготовому морально, неокрепшему русскому воинству победить столь могучего и так долго обременявшего Русь жестокого монгола. ЗначениеКуликовской битвы не в том, что Мамай был повержен (иго просуществовало еще сто лет), а в том, что порабощённый дух русского человека почувствовал силу народного единства и национальное самосознание начало потихоньку воскресать.
Примечательно то, что именно преподобный Сергий Радонежский удостоился узреть удивительный образ Пресвятой Троицы, воплощённый потом в иконе «Троица» (1420-е годы) Андрея Рублёва (ок.1370-1430). Преподобный Андрей сумел довести до совершенства сочетание живописного мастерства с религиозным смыслом. Сразу видна особая неземная гармония между Ангелами, в единении Которых святой Сергий, кроме всего прочего, видел единение русского народа.
Еще один пример, когда христианская вера послужила защитой нашего Отечества — это история Смутного времени (начало 17 века). Благодаря призывам патриарха Ермогена бороться с польско-литовскими интервентами, активной деятельности настоятеля Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына, нашей Родине удалось избавиться от вмешательства иноземцев: народ, внимая проповеди, поднялся на восстание и освободил своё Отечество.
Замечательно влияние христианства на литературу 19 и 20 веков, в которой во многих произведениях стало доминировать пророческая тема, носящая глубокую духовно-философскую подоплёку. Первым к ней обратился замечательный поэт, настоящий гений слова и рифмы Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). В его стихотворении «Пророк» (1826) лирический герой подобно ветхозаветным пророкам получает дар свыше, и по велению Бога ему предстоит огромное миссионерское задание: «глаголом жечь сердца людей». Поэт убежден, что его земное предназначение состоит в том, чтобы донести свет истины до современного ему поколения. Логическим продолжением этой темы является стихотворение «Пророк» (1841) Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Его герой отправился на проповедь, но был не принят и осмеян, так как его призыв к добродетели не был по сердцу безумствующей толпе.
Своеобразной кульминации пророческая тема достигла в произведениях Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Наиболее ярко она выражена в всемирно известном романе «Преступление и наказание». Так, в эпилоге произведения главный герой Родион Раскольников, разрешивший себе пролить кровь «по совести», видит страшные кошмары, напоминающие картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в них горделивую и эгоистическую мысль о собственной правоте, люди в исступлении убивают друг друга, и чем больше возрастает духовный хаос, тем сильнее каждый из преступников верит в истинность своих убеждений. Этот сон наталкивает Раскольникова на покаяние, он полностью разочаровывается в своей антигуманной теории. Великий русский писатель показывает, что может произойти с обществом, если в нём победят революционно и безбожно мыслящие люди: духовная деградация и саморазложение (предвестие ужасов и жестокости русской революции и гражданской войны).
На христианской вере основываются все гуманные, духовные, нравственно-моральные ценности русского народа, именно с её помощью наша Родина прошла сложный исторический путь, всегда поднимаясь после падения, именно благодаря принятию христианства на Руси мир узнал многие столь высокие по своему религиозно-философскому смыслу памятники нашей отечественной культуры и искусства.