Мир комнатных растений (+сценарий)

Данные по выпускникам гимназии 2016 года
01.02.2017
Беседа с доцентом МГУ В. Б. Семеновым
02.02.2017
Показать все

Мир комнатных растений (+сценарий)

DSCN3533

Известно, что зелёные растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества-фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микроорганизмы. Растения,  правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом,  создают психологически благоприятную среду,  положительно влияют на настроение людей, придают помещению  своеобразный  колорит   и  создают  определенный комфорт. Занятие  комнатным цветоводством – один  из  видов  творческого  отдыха, способ простыми   и   доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище.

30 января 2017 года в младшей гимназии прошел праздник «Мир комнатных растений». При подготовке праздника  ребята приняли участие в викторине  «Комнатные растения» (1 место занял Сульдиков Никита 6 класс), подготовили презентации «Мое любимое комнатное растение», «Аптека на подоконнике», «Болезни комнатных растений» и другие. Учащиеся младших классов оформили выставку рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Ученики 5 и 6 класса вместе со мной приняли участие в очень сложной работе – паспортизации комнатных растений. Сначала ребята сфотографировали комнатные растения во всех кабинетах. Затем при помощи литературных источников и ресурсов Интернет были определены видовые названия комнатных растений и изготовлены таблички-паспорта. В них указаны названия на русском языке, на латинском языке (это международный язык биологии), а так же родина растений, т.е. откуда они к нам пришли. Праздник начался со сценки, в которой домовенок Кузя, роль которого сыграла Еремеева Лиза, научил ребят правильно поливать растения. О растениях младшей гимназии, для которых проводилась паспортизация, рассказали ученицы 6 класса Огнева Маша, Скворцова Даша и Михеева Настя. Стихи о комнатных растениях читали Золотайкина Ана и Куликова Юля. В конкурсной программе приняли участие все ученики младшей гимназии с 1 по 7 классы. В практической части праздника ребята научились готовить питательную смесь для подкормки комнатных растений, а так же как правильно их пересаживать. Максим Козлов рассказал, как устроить комнатным растениям банный день. В заключение праздника Никита Сульдиков от каждого горшка с растением протянул атласную ленточку к тому мес­ту на географической карте мира, откуда родом это растение. В результате вся карта мира оказалась на нашем «окне». В конце праздника прозвучала финальная песня.

На нашем мероприятии ребята получили новые знания о растениях, которые  стоят на наших окнах. Это представители главнейших форм растительности со всех концов мира. Растения из далеких пустынь, тропиков и субтро­пиков давно стали нашими родными и близкими. Столетиями растут они под крышами наших домов. Теперь наши ребята знают не только  их названия, родину,  но и как правильно за ними ухаживать.

Учитель биологии и химии Е.А. Моругина

Awesome Flickr Gallery Error - Photoset not found

Сценарий праздника «Мир комнатных растений»

Введение

“Высшее назначение растений не только в том, чтобы радовать наш глаз цветом, а нас самих изысканными плодами. Да, они делают это. Но они ещё мягко очищают воздух и землю вокруг нас. И каждый дом, в котором живут здоровые растения, будет для нас более чистым и здоровым, чем, если бы растений в нём не было”

Английская книга по садоводству XIX века

Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища.   В Древнем Египте жилища украшали лотосами, папирусом, пальмами. Древние гре­ки убирали свои дома виноградом, пальмами, лавром, плющом. В средние века в монастырских садах разводили лекарственные травы, лилии и ро­зы. Обычай украшать жилище  растениями, возможно,  возник в стране  с резко  выраженной сменой времен  года,  чтобы задержать дома зеленый островок  живой природы. Ведь это и красиво и полезно для здоровья!

Началом цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили: в Европе просто почти не было цветов, которые не могли бы перенести холодную зимовку на улице. Первые зимние сады появились в 13 веке, а чуть позже при многих королевских дворах начали устраивать «оранжереи». По-настоящему же комнатные растения появились, когда из Америки, Азии и Африки было вывезено множество новых экзотических цветов. Некоторые комнатные растения были одомашнены так давно, что их дикие предки уже забыты. Благодаря селекционной работе из дикорастущих видов выво­дят новые сорта и гибриды.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Для чего нужны комнатные растения?

Почему люди стали разводить растения в доме?

Известно, что зелёные растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества-фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микроорганизмы.  Растения,  правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом,  создают психологически благоприятную среду,  положительно влияют на настроение людей, придают помещению  своеобразный  колорит   и  создают  определенный комфорт. Занятие  комнатным цветоводством – один  из  видов  творческого  отдыха, способ простыми   и   доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище.

Сценка

Кузя.

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий —

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы —

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

Е. Благинина

Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство не ухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Учитель. Подожди, подожди, кто ты такой и кто плачет? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

(Дети расспрашивают гостя и знакомятся с ним.)

Кузя. Я Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас… Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем?

(Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя. Ну как же, вот цветочек стонет и вот… Вы прислушайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.

Учитель. А что же они говорят, Кузенька?

(Кузя подходит к цветку и прислушивается.)

Кузя. Он говорит, что ему очень пить хочется. Хорошо, что я вовремя успел, а то бы он совсем засох.

Учитель. Ну прямо и засохли бы?! Вот деревья стоят на улице и не засыхают. Правда, ребята? А почему?

(В ходе беседы дети приходят к выводу, что деревья и другие растения на улице поливает дождик или поливочная машина, дворники и жители домов.)

Да, ребята, вода для растений очень важна. А как же быть с комнатными растениями?

(Дети приходят к выводу о необходимости полива комнатных растений.)

Кузя, а ты не расскажешь ребятам, как правильно поливать комнатные растения?

Кузя.

Я, ребята, про запас

Для цветов воды припас:

Стала теплою вода —

Для цветов нехолодна.

Эй, Андрейка,

Дай мне лейку!

Я водички наберу,

И цветок полью в жару!

Ну, попробуй ты, Андрейка,

Но воды немного лей-ка!

Лишняя вода вредна,

Как и засуха, – беда!

(Несколько детей поливают растения.)

Кузя (довольным голосом). Слышите, ребята, растения благодарят нас за то, что мы напоили их. Они хотят с вами поближе познакомиться, рассказать о себе.

Ребята, в нашей младшей гимназии ученики 5 и 6 класса вместе со мной приняли участие в очень сложной работе – паспортизации комнатных растений. Сначала ребята сфотографировали комнатные растения во всех кабинетах. Затем при помощи литературных источников (демонстрируются книги) и ресурсов Интернет найдены видовые названия комнатных растений и изготовлены таблички-паспорта. В них указаны названия на русском языке, на латинском языке (это международный язык биологии), а так же родина растений, т.е. откуда они к нам пришли. Итак, о комнатных растениях младшей гимназии нам расскажут…………….

 

О комнатных растениях в стихах

лишь изредка услышишь две-три строчки.

Всё о деревьях, розах, васильках, –

не замечают бледные листочки.

Их зелень не колышет ветерком,

не ослепляет молнии разрядом.

Им вкус дождей весенних не знаком,

и птицы не щебечут с ними рядом.

 

И если даже расцветет цветок

и улыбнется нам глазком веселым –

он будет совершенно одинок:

не прилететь ни бабочкам, ни пчелам.

Шкафы немые, пыльные вокруг.

И неживое радио играет.

Но, видимо, вода из наших рук –

живая, – и они не умирают.

 

Кузя. А теперь можно и поиграть. Я предлагаю вам конкурсную программу.

 

1 конкурс «Угадайка»

Угадай название зашифрованного цветка

2.Конкурс « Собери цветок»

Команда собирает разрезную картинку комнатного растения и называет его.

  1. Конкурс «Найди истину»
  2. Очищают и оздоравливают воздух в помещении;
  3. Выделяют кислород;
  4. Увлажняют воздух;
  5. Сушат воздух
  6. Выделяют болезнетворные бактерии;
  7. Поглощают вредные вещества;
  8. Используются как лекарства;
  9. Улучшают настроение;
  10. Оказывают успокоительное действие;

 

  1. Украшают помещения;
  2. Применяются в косметологии, кулинарии, в быту человека.
  3. Комнатные растения очищают воздух в помещении.
  4. Комнатные растения загрязняют воздух в помещении.
  5. Некоторые комнатные растения могут использоваться как лекарства.
  6. Все комнатные растения ядовиты.
  7. Комнатные растения украшают помещение.
  8. Комнатные растения обогащают воздух кислородом.
  9. Комнатные растения насыщают воздух углекислым газом.
  10. Конкурс любознательных
  11. Цветы и листья этого растения имеют резкий характерный запах.

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).

– Как ещё называют это растение? (Пеларгония)

  1. Это растение выделяет большое количество кислорода, очищая воздух.

Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (хлорофитум)

3.Это растение имеет длинные резные листья, которые носят название вайи.

В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (нефролепис, папоротник)

4.Это растение в народе называют столетник, ранник, лечебник. А как его называют в науке?

Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)

  1. Конкурс «Кулинарный»
  2. Назовите комнатное растение, лепестки которого идут на приготовление популярного чая каркаде. (гибискус)
  3. Молодые побеги какого комнатного растения из семейства кактусовых пользуются наибольшей популярностью в кулинарии? (опунция)
  4. Конкурс «Реши кроссворд»
  5. Конкурс «Знатоков комнатных растений»
  6. За счет каких выделяемых летучих веществ комнатные растения улучшают микроклимат в жилых помещениях? (фитонцидов)
  7. При разведении диффенбахии в первую очередь надо знать, что это растение… (очень ядовитое)
  8. Способ выращивания в домашних условиях декоративных карликовых деревьев называется… (бонсай)
  9. Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы. (колеус)

 

Практическая работа

  1. «Приготовление питательной смеси для растений из солей»

 

Цель: овладеть техникой и методикой приготовления растворов, научиться на практике готовить удобрения для растений, развивать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: пробирки на 20мл, стаканы химические, мерный цилиндр, весы электронные, справочные таблицы, бутылочки для хранения жидкостей.

Ход работы

Рецепт №1:

На 1л воды:

1.Кальций нитрат –1грамм

2.Калий нитрат –1/4 грамма

3.Магний сульфат –1/4 грамма

4.Калий гидрогенортофосфат –1/4грамма

5.Феррум (III) хлорид –4 капли на 10% раствора

Соли растворяют в дистиллированной воде по отдельности. Для правильной подкормки растений необходимо все пять солей, иначе растения погибнет. Перед тем, как подкармливать растения, надо напоить их вечером чистой водой. Удобрения поливают не чаще, как через две недели.

Рецепт №2:

а) Для лучшего цветения растений:

На 1л воды – 1грамм суперфосфата.

б) Для лучшего роста листьев, стеблей:

На 1л воды – 0,5грамм азотной селитры или на 1л воды – 1грамм аммоний сульфата.

Поливать надо из расчета 200 грамм раствора на 1кг земли.

 

  1. «Банный день»

Гигиена необходима и растениям. Когда листья растений покрыты слоем пыли и даже паутиной, они не могут хорошо расти. Растения нужно мыть.

Для этого подогревают воду, приготовляют зеленое (жидкое) или простое мыло, губку или мягкую тряпочку, мягкую щеточку (зубную) или кисточку. Растения  с жесткими кожистыми листьями, особенно складчатыми, как у финиковой пальмы, следует предварительно  вычистить от пыли мягко щеточкой. Даже кактусы приходится чистить кисточкой.

Потом производят стрижку. Отстригают все сухие веточки и увядшие листья.

Затем по очереди ставят каждый горшок в пусто таз и моют, поливая тепловатой водой, вытирая каждый листик губкой или тряпочкой. Кожистые листья особенно загрязненные, моют мыльной водой. Моют и стебель веточки. Конечно, сильно тереть губкой нельзя, так как у растений кожица тонкая. Не следует допускать мыльной пены на землю, так как корни растений не выносят мыло. Вымытое и ополоснутое из лейки растение опрыскивают еще из пульверизатора, особенно листья снизу.

Увидите, как сразу ярко заблестят позеленевшие листочки, как похорошеют и совсем празднично станут выглядеть ваши растения.

 

  1. «Пересадка растений»

Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.  Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку). На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Показ приемов оформления горшков и пересадки растений.

Инструктаж по ТБ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.

Итак, знакомство с нашими друзьями – комнатными растениями, растущими в младшей гимназии, подошло к концу. Мы познакомились с правилами ухода за ними. 

Правила ухода:

  • Правильно разместить зеленых друзей.
  • Растения, как и человек, боятся простуды.
  • Самое сложное в уходе за растениями – это полив.
  • Гигиена необходима при росте.
  • Не забывай о медицинской помощи (борьба с вредителями).
  • Запомни 5 условий, необходимых для жизни растений:

1) почва,

2) вода,

3) воздух,

4) тепло,

5) свет.

Они стоят на наших окнах. Посмотрите на них – это представители главнейших форм растительности со всех концов мира. Если мы от каждого горшка с растением протянем ленточку к тому мес­ту, откуда родом это растение, то вся карта мира окажется на нашем окне. Растения из далеких пустынь, тропиков и субтро­пиков давно стали нашими родными и близкими. Столетиями растут они под крышами наших домов. Наши спутники будут и дальше радовать нас, если мы будем правильно за ними уха­живать.

Финальная песня.

Учитель биологии Е.А. Моругина

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!