5-7 ноября 2019 года в Москве прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы. Ярославскую область представляли 5 учителей. Среди них учитель нашей гимназии М.А. Львова, которая поделилась своими впечатлениями о прошедшем событии.
Попасть в пятерку заявившихся на участие и прошедших «секционный» отбор оказалось довольно не просто: в этом году в съезде принимало участие около двух тысяч человек со всей России, стран СНГ и дальнего зарубежья (всего 47 стран-участниц). МГУ, в котором я не была еще со времени обучения в аспирантуре, «встретил» осенним, моросящим в окна Ломоносовского корпуса дождем. Но внутри царила вполне весенняя атмосфера: получавшие бейджики коллеги весело просматривали программки, порхая возле стендов, выбирали литературу, представленную на распродаже, с надеждой искали в толпе знакомые лица и, конечно, фотографировались. Зал замер только с появлением ректора МГУ, академика РАН В.А.Садовничего, который сразу задал рабочий тон начавшемуся собранию. Сегодняшнее образование, к сожалению, оставляет желать лучшего: в погоне за результатами ЕГЭ учителя перестают развивать и воспитывать ребенка на своих уроках, ограничиваясь «натаскиванием» по определенному предмету. Об этом говорила О.Ю.Васильева, министр просвещения РФ (она «пригрозила» учительской братии очередным обновлением федеральных стандартов и порядка объявления тем на итоговом сочинении в 11 классе). Призывала «учить читать детей внимательно», анализировать текст «вдумчиво и последовательно» Н.Д.Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына. Выступавшие с высокой трибуны съезда профессора говорили о «новой роли учителя в формировании российской идентичности» (проще – о воспитании гражданина прежде всего), о беде современных учебников, содержание параграфов которых ребенок понимает лишь на 30-40 процентов, о преодолении «клипового» (фрагментарного) мышления современного подростка посредством технологии «новых текстов»… В общем,обозначенных проблем оказалось больше, чем предложений по их решению. На заседаниях секций, которые были запланированы, наряду с культурной программой, на три дня, мои коллеги делились своими наработками, обозначали различные подходы к преподаванию «предмета предметов» (Ф.Буслаев) – русского языка, знакомили с новыми учебно-методическими комплексами, учебниками нового поколения и особенностями их внедрения (предлагается, например, создать универсальный учебник русского языка для славян). Мне было интересно пообщаться с преподавателями частных школ и православных гимназий, которые не испытывают трудностей в коммуникации с местными муниципальными отделами образования и являются ведущими инновационными площадками России. Тем более, что о нашей стране как носительнице объединяющего христианского начала и созидательнице нового отношения к жизни и миру говорил на открытии II съезда Общества русской словесности (6 ноября) и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Безусловно, такие собрания всероссийского масштаба важны и нужны: они позволяют не только заявить о себе, своем учебном заведении, своем городе на всю страну, но – главным образом – приобрести новый жизненный и преподавательский опыт, а значит, сделать жизнь наших учеников интересней и содержательней!